Подписывайтесь:
Архив новостей

В Костромской области начала работать ДНК-лаборатория

Повысит эффективность раскрытия преступлений. Ее открыли в Экспертно-криминалистическом центре регионального УМВД. Теперь все генетические исследования будут проводить здесь, а не отправлять в соседние регионы. В группе биологических экспертиз сейчас четыре специалиста, к ним уже начали поступать первые вещдоки. Что можно определить в лаборатории и как это поможет следствию – выяснила наша съемочная группа.

Алена Морозова, корреспондент: «Биты, топоры, бензопилы, пистолеты, ножи, так же любая одежда, ватные диски, да все, что угодно, чего касался человек – оставляет свои биологические следы. Все эти предметы поступают сюда, в ДНК-лабораторию – где их исследуют поэтапно. Примерно на одну экспертизу уходит около 15 дней. Но. Так происходит далеко не всегда».

Сложная многообъектная экспертиза может занимать и несколько месяцев. Но даже эти сроки не сравняться с тем, что было раньше. До открытия Центра следователям приходилось обращаться к своим коллегам из других регионов. Ожидание результатов достигало порой полгода. А это тормозило расследование: в тяжких и особо тяжких преступлениях – со смертельным исходом, большим ущербом, против половой свободы. В тех категориях, где без ДНК-экспертизы – просто нельзя.

Марина Зайцева, заместитель начальника отдела экспертиз, материалов, веществ и изделий: «Он оставил свои клетки эпителия, он оставил пот, и это является объектом исследования. Мало того, что это следы оставленные преступником на месте преступления, это так же останки неопознанных трупов, установление отцовства, естественно только по уголовным делам, по гражданским делам мы не работаем. Там берут образцы буквального эпителия у ребенка, матери и предполагаемого отца, как правило, в таких преступлениях, когда после изнасилования родился ребенок».

Сам процесс исследования – долгий и трудоемкий. Вещдоки осматривают в ультрафиолетовых и инфракрасном свете – так можно обнаружить стертые следы крови, собирают с них биологический материал. Потом перемещают его в специальный раствор – для дальнейшего выделения ДНК. Многое делается автоматически. Например, станция для выделения нуклеиновых кислот может одновременно обработать 12 разных образцов за полчаса. Человек вручную – всего 3. Так же в помощь специалистам – прибор для определения концентрации выделенной ДНК, специальный секвенатор, где происходит финальный анализ ДНК с использованием программного обеспечения. Исследование каждого объекта стоит порядка 8 тысяч рублей. Это связано, в том числе, со сложностью изготовления используемых реагентов.

Александр Смирнов, ведущий специалист-эксперт группы биологических экспертиз тканей и выделений человека и животных экспертно-криминалистического центра УМВД России по Костромской области: «Здесь возможности уже совсем другие, мы конкретно устанавливаем лицо, причастное к совершению преступления. Либо этот человек совершил преступление, либо не этот совершил преступлений. Контролируем себя, нас 4 человека, в том, чтобы не было ошибок, не было недочетов. Потому что направление новое для нас, мы волнуемся, переживаем, и хотим, чтобы все было хорошо».

На создание лаборатории потребовалось около 40 млн. рублей. Это средства Федерального бюджета. С появлением лаборатории, говорят эксперты, в нашем регионе активизируется работа по поиску без вести пропавших и ранее нераскрытых уголовных преступлений.

Алена Морозова, Ольга Адамова, ТК «Русь».